18.01.2021 в 11:10
Пишет
Ириска:
Домашнее насилие это не семейный конфликт
www.facebook.com/anastasiya.babicheva.3/posts/3...
Анастасия Бабичева
О подмене понятий, которая может стоит жизни: насилие или конфликт.
На неделе мы опубликовали в группах проекта достаточно распространенный в соцсетях текст с советами в ситуации домашнего насилия (приведу его в комментариях). ВКонтакте завязалась дискуссия, в которой активно принял участие мужчина, судя по интонациям и вокабуляру, помогающий специалист, предположу, что психолог. Вот что он, например, писал:
читать дальше«По-моему, здесь психолог больше рассуждает о собственной травме, чем дает грамотных советов. См. пункт первый: «Веди себя так, будто произошло землетрясение - хватай документы, детей, с остальным разберешься позже» - т.е. впадай в панику, беги без оглядки, травмируй детей, действуй, как попало? А если дети любят папу, а ты решила нарушить их связь? Из-за этого у детей будут свои проблемы, контакт с отцом очень важен, особенно, для мальчиков».
«Не принимай извинений и покаяний, не вступай в переговоры» - тоже деструктивный совет. Семья это всегда две, а с детьми - три стороны конфликта. Мирные переговоры необходимы, хотя бы на уровне взрослых. Причем взрослые тоже должны включить «взрослого» у себя внутри, а не переговариваться друг с другом как капризные дети, поругавшиеся из-за жвачки». И подобное.
Аргументы комментатора могли бы звучать, а, возможно, и звучат достаточно убедительно, согласитесь? И если не быть погруженным в тему, то так и хочется сказать «Да, он прав, конфликты надо стараться решать мирно, когда на кону - семья». И всё бы хорошо, если бы не одна критическая подмена понятий, которая имеет здесь место. Домашнее насилие - это НЕ семейный конфликт.
Меня очень тревожат такие подмены понятий, потому что своим профессиональным опытом я знаю, как дорого они могут стоить. Поэтому для меня важно еще раз сказать.
Насилие и конфликт это совершенно разные вещи. Если муж бьёт жену, это не семейный конфликт, это не равная ответственность двух людей, а значит, и не повод для «мирных переговоров». Это насилие, которое не знает понятия «равноправие». Именно в этом понятии лежит принципиальное отличие семейного конфликта и семейного насилия. В конфликте стороны действуют на равных, имеют равную ответственность. И да, решать конфликты можно и нужно переговорами, поисками компромиссов, осознанием обоюдной ответственности, с позиции осознанного взрослого. В насилии же ни о каком равноправии речи не идет - здесь всегда есть тот, кто угнетает / подавляет / бьёт, и тот, кого угнетают / подавляют / бьют. Силы всегда распределены неравным образом. А значит, и ни о какой равной ответственности нельзя говорить, и никакие переговоры не подходят.
Итак, семейное насилие исключает равноправие. Более того, оно всегда представляет реальную угрозу для здоровья и жизни того человека, который подвергается насилию, а также детей-свидетелей насилия (как мы знаем, травма ребенка свидетеля насилия по своей интенсивности равна травме пострадавшего от насилия). Именно поэтому приведённые рекомендации - не преувеличение, не эскалация и не пестование собственной травмы. Это, действительно, то, что нужно делать, если ситуация в семье или отношениях превратилась в насильственную.
Пожалуйста, не предлагайте женщине, переживающей насилие, половину ответственности за ситуацию. Это, пожалуй, самое страшное и усугубляющее, что может сделать помогающий специалист да и просто человек.
URL записи